Наш портал о методе ГРВ, основанном на «эффекте Кирлиан» (разработан профессором Коротковым К.Г.), а также о новейших разработках в области ГРВ-биоэлектрографии, о ГРВ приборах, ГРВ программном обеспечении и применении ГРВ оборудования.

На Русский
Карта сайта
To English
   

Психофизическая готовность спортсмена является основным фактором достижений в современном спорте. Не случайно в последнее десятилетие психологи спорта и специалисты смежных наук (психофизиологии и биофизики) особое внимание уделяют разработке специальных технологий подготовки высококвалифицированных спортсменов на основе достижений фундаментальных наук: генетики, психогенетики, квантовой биофизики, медицины, психологии. Важно подчеркнуть, что речь идет именно о создании новых технологий спортивной подготовки, согласованных с методами психологической и функциональной диагностики, а не просто о совершенствовании существующей системы научно-методического обеспечения тренировочного процесса.

Ментальный тренинг является одним из специфических методов психологической подготовки, получившим наибольшее распространение и признание в спорте высших достижений. Суть ментального тренинга заключается в том, чтобы вызвать или сформировать у спортсмена определенные умозрительные представления, связанные с соревновательной деятельностью и его конкретными действиями, отношениями и состояниями, ощущениями или переживаниями, исходящими от собственного тела. Овладение спортсменом механизмом этих представлений позволяют ему в дальнейшем обращаться к эффективным спортивным состояниям в режиме самоконтроля или бессознательной саморегуляции. Общую методологию ментального тренинга характеризуют следующие положения:

-процесс тренинга систематичен и ориентирован на формирование качеств и навыков, способных обеспечить достижение пика спортивного мастерства при одновременном повышении качества психосоматического здоровья спортсмена;
-тренинг направлен на обучение спортсмена трансформации психического состояния с целью использования в условиях соревновательной деятельности мозговых механизмов так называемого альтернативного состояния сознания;
-тренинг должен обеспечивать позитивное развитие личности спортсмена и повышение его духовно - деятельностного потенциала.

Ментальный тренинг как технология психотренинга в спорте высших достижений был сформирован в середине 1980-х годов. Принципиальным отличием разработанной технологии ментального тренинга от других психотехнических методов является долговременный систематический характер психической подготовки, непосредственно интегрированный в структуру учебно-тренировочного процесса. При этом важнейшей отличительной чертой ментального тренинга является выраженная психолого-педагогическая направленность, нацеленная на формирование высокого уровня соревновательной готовности спортсмена. До недавнего времени последняя определялась как сочетание высокого моторно-психического (психофизического) потенциала спортсмена и его уверенность в достижении успеха в условиях соревновательной деятельности.

Мы подходим к проблеме соревновательной готовности с позиций интегральной индивидуальности спортсмена (В.С.Мерлин, 2004), в соответствии с которой готовность должна быть обеспечена на нескольких уровнях системно-иерархической организации человека. При этом каждый уровень (организм, индивид, личность) должен быть представлен перечнем спортивно важных особенностей, адекватных требованиям соревновательной деятельности или ситуации.

Необходимо подчеркнуть, что ментальная тренировка представляет собой изначально структурно-целостную систему психологической подготовки на индивидном уровне. Но не вызывает сомнения, что тренинг может обеспечивать и обеспечивает развитие базисных механизмов спортивной готовности на всех трех названных уровнях. Другой, ценной для практики спорта особенностью системы ментальной тренировки является четкая сопряженность программ психотренинга с периодами и циклами подготовки к соревнованиям. В практике психической подготовки квалифицированных спортсменов используются два варианта ментального тренинга: базовая модель и блиц-модель, рассчитанная на самостоятельное использование спортсменами для закрепления эффекта базового курса. Программа базового курса ментального тренинга включает четыре этапа:

- первый этап — базисный курс психотренинга, главная задача этой часта - научиться мышечному и психическому расслаблению (релаксации) и создать необходимую основу для освоения программ саморегуляции психического состояния;
- второй этап — используется обычно после овладения базисным курсом и предназначен для развития и совершенствования важных для спорта и жизни качеств - уверенности, спокойствия, сосредоточенности, умения преодолевать трудности и др.;
- третий этап — спортивный психотренинг — шесть программ, рассчитанных на шесть недель тренировочного процесса и нацеленных на совершенствование идеомоторных навыков и формирование установки на успех в соревнованиях;
- четвёртый этап — курс непосредственной психологической подготовки к конкретному соревнованию, включающий четыре тренировочные программы. Ключевое значение в этом блоке имеет программа, позволяющая развить способности к срочной мобилизации психоэнергетического потенциала спортсмена.

Под психофизическим потенциалом понимается уровень моторно-психических функциональных резервов организма, генетически детерминированных по своей природе и относительно устойчиво модифицируемых в ходе долговременной адаптации к факторам тренировочных нагрузок (Бундзен П.В., 2000). Но даже, если ментальный тренинг проводится на индивидном уровне (тренинг психофизических возможностей), его влияние должно распространяться и на уровень личности (сосредоточенность на задаче, умение предвидеть трудности, установка на успех). Межуровневое влияние в процессе ментального тренинга имеет как общий, так и специфический характер. Первый обусловлен общей активацией энергий на всех уровнях. Механизм второго сугубо индивидуален и заключается в связывании операций разных уровней в силу их включения в единую структуру конкретного действия в процессе спортивной деятельности.

Общая длительность базового курса ментального тренинга составляет не менее четырех месяцев, а в дальнейшем дополняется непосредственной подготовкой к ответственным соревнованиям и программами блиц-модели. В свою очередь блиц-модель включает следующие программы: мышечная релаксация, психическая релаксация, идеомоторная тренировка, мобилизация и концентрация внимания, выработка психологии победителя и борьба со страхом. Естественно, блиц-модель ментального тренинга может быть использована и для краткосрочной самостоятельной тренировки. Программы могут прослушиваться групповым способом на местах проведения основных тренировочных занятий.

С целью изучения кумулятивного эффекта ментальной тренировки, совмещенной с проведением учебно-тренировочного процесса в ДЮСШ «Спарта» (отделение спортивной аэробики), был проведен ряд комплексных исследований с участием специалистов-экспертов: психологов, ведущих тренеров и специалистов комплементарной медицины (специалист традиционных систем оздоровления, биоэнергет, космоэнергет). При исследовании использовались космоэнергетические каналы (Буддийский лечебный блок каналов) в определенной последовательности с добавлением иных совместимых каналов, релаксация и медитация по джайнской технике (Прекша), а также другие методологии энергоинформационного восстановления.

В обследовании приняли участие спортсмены различных возрастно-квалификационных групп, специализирующихся в парных и групповых упражнениях. Перед тренингом и в конце проводилась диагностика с помощью ГРВ. Тренинг включал ряд техник, направленных на восстановление энергопотенциала спортсменов методами Космоэнергетики, биоэнергетики и методом быстрой релаксации через восприятие самих психических центров и цветов этих же психических центров в определенной строгой последовательности.

Сравнение полученных показаний, произведённых до и после тренинга в программе «аура», выявило, что в одной группе спортсменов ощущающих во время тренинга неприятные зрительные и слуховые образы произошло понижение показателей энергетического уровня «чакр» относительно показателей, полученных ранее перед тренингом.

У второй группы с пониженными показателями «аура» относительно исходных, при сравнительном анализе ауры до и после тренинга, прослеживалось снижение площади свечения и увеличение количества разрывов, продолжавшееся в течении 30 минут +- 5 минут. В дальнейшем происходило увеличение площади ауры, и нормализация положений чакр в программе «чакра». При этом в обеих группах, несмотря на некоторое временное снижение площади, общее самочувствие спортсменов (по наблюдению самих спортсменов) было лучше и веселее, чем ранее.

Часть группы, у которой в сравнительном анализе в программе «чакр» при сравнительном анализе была выявлена положительная динамика, при сравнительном анализе аур, до и после тренинга, прослеживалось увеличение площади свечения и сокращение разрывов. Уже через одну неделю, при повторном диагностировании лиц, у которых была выявлена отрицательная динамика наблюдался стойкий положительный эффект с выровненными без разрывов и всплесков площади ауры и стабильное положение чакр в программе «чакра».
Результаты проведенных исследований могут быть обобщены в следующих основных положениях. Во-первых, было выявлено, что у спортсменов, которые использовали базовый курс ментального тренинга от 3 до 5 раз в неделю в течение 3-4 месяцев, наблюдался целый комплекс положительных и стабильных эффектов: существенное улучшение психоэмоционального статуса; повышение функциональных возможностей спортсменов (улучшение показателей вегетативных функций); укрепление психосоматического здоровья и повышение уровня психофизической адаптации организма спортсменов к физическим нагрузкам; возрастание эмоциональной устойчивости за счет стресслимитирующего эффекта, способности противостоять препятствиям на пути к достижению цели и уровня притязательности. Во-вторых, как свидетельствуют результаты внедрения ментального тренинга в систему подготовки высококвалифицированных спортсменов, даже 6 - недельные занятия способствуют повышению соревновательной надежности и росту спортивных результатов, что подтверждают как сами спортсмены, так и тренерский состав.

Так, используя ментальный тренинг, в период 2004-2005 гг. в ДЮСШ «Спарта» г.Иркутска было подготовлено 6 мастеров спорта и 8 членов молодёжной сборной команды России по спортивной аэробике. После курса ментального тренинга значительно повысилась соревновательная надёжность и результативность спортсменов, как в индивидуальных, так и в парных и групповых упражнениях.

Литература:
1. Бутаев З.И. Космоэнергетике – да. Тольятти: МОУ ДПОС Центр информационных технологий, 2004,304с.
2. Бундзен П.В., Загранцев В.В., Назаров И.Б., Рогозкин В.А. и др. Генетическая и психофизическая детерминация квантово-полевого уровня биоэнергетики организма спортсмена// Теория и практика физической культуры.2002.,№6., С. 40-42.
3. Бундзен П.В., Коротков К.Г., О.И.Макаренко Результаты и перспективы использования технологии квантовой биофизики в подготовке высококвалифицированных спортсменов // Теория и практика физической культуры, 2003.,№3., С. 26-29.
4. Коротков К.Г. Основы ГРВ-биоэлектрографии, СПб., 2001, 350с



  Автор(ы) : Бутаев З.И.
Источник : Международный научный конгресс: Наука.Информация.Сознание. 2007г.
Дата публикации : 02-09-2008 12:24
Версия для печати


Метод ГРВ, ГРВ Камера, ГРВ Компакт Эффект Кирлиан и все это на сайте www.gdvonline.ru
        Rambler's Top100